Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Nebula - 1979
Скачать книгу N/A
Витраж с двойной спиралью ДНК, Брайант Эдвард мл.
GiANTS, Edward Jr. Bryant
   
РЕЦЕНЗИЯ

Эдвард Брайант — соавтор Харлана Эллисона и самобытный новеллист. Романы Б. гораздо менее удачны, как, впрочем, и у Эллисона. Оба они являются мастерами короткой прозы. Мрачное, сюрреальное видение мира, тяготение к мифологии и психологическим изыскам сделали Б. адептом New Wave, хотя его первый сборник вышел только в 1973 году. Из поздних произведений, в которых Б. часто обращается к проблеме Американской мечты, выделяется сборник «Циннабар»; тяготение к хоррору и литературной сказке проявилось в сборниках 1980–90-х годов.

Витраж с двойной спиралью ДНК — изящная психологическая новелла, в которой научное открытие (идея его разработана весьма тщательно) и связанное с ним расследование — только предлог для психологического исследования. Б ставит в центр рассказа своего рода художника от науки, интересного и непредсказуемого. В отличие от Эллисона и Диша, Б. оказывается мастером не этюдов и настроений, а именно поведения. У него человек — это действительно человек, а не олицетворение внутреннего космоса. Рассказ напоминает ранние новеллы Р. Желязны, но разве это плохой образец?

У Пола Чавеза, ученого в почтенном возрасте, в молодости муравьи покусали жену. От яда воспалились дыхательные пути — и та умерла, будучи на последнем сроке беременности. Ребенка не удалось спасти. После этого случая Пола постоянно мучили кошмары.

Однажды к нему в дом по дереву забирается журналистка и будит его, вырывая из когтей ужасного сна, где гигантский муравей убивает не родившуюся дочь. Журналистка просит у Пола интервью о загадочном проекте «Нью-Мексико».

В Бразилии, в результате ядерных отходов, смутировали муравьи, выросли до размера с палец и стали все сжирать на своем пути. И процесс увеличения массы грозит своим развитием. Пол участвует в «Нью-Мексико», цель которого — уничтожение популяции гигантов с помощью генной инженерии. Для Пола это не только научная деятельность, но и шанс навсегда избавиться от своей фобии.

Обратите внимание на концовку рассказа. Явно прослеживается стиль одного известного вам писателя.

by Роман Садиков



ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ:

Чавез указал жестом на ряды экранов мониторов:
— Сегодня в купол заходить нельзя, но установка полностью контролируется камерами с дистанционным управлением. — Он начал щелкать тумблерами. С дюжину экранов вдруг ожили разными цветами.
— Джунгли! — вскрикнула Бриджвелл.
— Тропический лес. — Камера проезжала мимо живописных зеленых деревьев, ползучих растений, подроста, который казался непроницаемым. — Это довольно точная копия бразильского леса. А сейчас послушайте. — Он подкрутил еще какие-то ручки.
…Поначалу казалось, что громкоговорители трещат, издавая характерные для электроники звуки. Внезапно Бриджвелл спросила встревоженно:
— Что это?
— А как вы сами думаете, на что это похоже?
Она прислушалась еще.
— Едят? — она вздрогнула. — Такое впечатление, что тысяча ртов жует что-то.
— Гораздо больше, чем тысяча, — поправил Чавез, — но вы ухватили суть. Теперь смотрите.
Глазок камеры, которая была прямо перед Бриджвелл, подкатила к стене зелени, оплетавшей дерево. Чавез видел, как листья, дрожа, колышутся волнами, как будто бы это была поверхность моря. Он взглянул на Бриджвелл — она тоже заметила это:
— Там что, ветер под куполом?
— Нет, — ответил он. Картинка приблизилась совсем близко.
— Кошмар! — воскликнула Бриджвелл. Это были муравьи. Они покрывали все дерево, подрост, сплетенные лианы.
— Вы, возможно, не представляете масштаб, — заметил Чавез. — Они по величине примерно с ваш большой палец.





© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: