Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Книги нет N/A
,
,
   

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Технологии или явления, предложенные автором, которых не существовало
в реальной жизни на момент написания произведения:


Wetware — термин образован по анологии с «hardware» и«software» и обозначает продукты программирования различных биологических структур. Ввел Брюс Стерлинг в «Схизматрице».
Нуль-транспортировка — термин ввели А. и Б. Стругацкие в книге «Парень из преиспоидней»
Киберпространство (Cyberspace), термин впервые появился у Уильяма Гибсона в книге «Сожжение Хром»
Контрамоция — движение по времени в обратную сторону. Термин ввели А. и Б. Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу».
Контрамот — это человек, у которого время идет в обратном направлении. Контрамот не помнит что было вчера (по нашему исчислению), ведь для него наше вчера это завтра, и он там еще не был, но зато хорошо помнит что будет завтра (по нашему исчислению), ведь для него это прошедший день. Контрамоты появились благодаря братьям Стругацким в романе «Понедельник начинается в субботу».
Научное фэнтези (Science Fantasy). Термин обязан жизнью статье Ф. Акермана в журнале Wonder Stories, Oct. 637/2. Определение жанра имеет две трактовки: 1) действие подобных произведений должно развертываться в технологическом пространстве и на научно-фантастическом антураже; 2) science-fantasy подразумевает тщательную естественнонаучную проработку описываемого мира, в котором все реалии и события должны иметь убедительную логическую подкладку, без ссылок на особенности магии или произвол демиурга. Но и та, и другая трактовка сходятся в одном — научная фэнтези рассматривает волшебство как явление, поддающееся изучению и формализации.
Либерпанк — литература протеста, а также антиутопическая литература, которая рисует нам общество победившего глобализма, а точнее, всепланетный тоталитарный строй, при котором подавление и «расчеловечивание человеков» ведутся в основном экономическими и юридическими методами. Слово «либерпанк» придумал Владислав Голощапов. Вячеслав Макаров сделал из этого слова термин. Сравнивая с киберпанком, можно сказать, что у киберпанка диктат государства уравновешен диктатом корпораций, и где-то посерединке можно найти «лужайку свободы». В мирах либерпанка корпорации — просто марионетки в руках государства, и никаких «лужаек» не осталось. По некоторым соображениям Л. был создан как УТП литературной конференции «Бастион».
Ксенолингвист — тот, кто изучает внеземные языки. Термин придумала Шейла Финч в книге «Из пасти»
Килогод — соответствует 10 векам
Килодень — в 45-м уже так характеризовали 1000 дней
Астронавигатор — такая профессия появилась в единственном сольном романе Марка Клифтона «Восемь ключей к Эдему»
Ксеноантропология — наука о внеземных цивилизациях родилась на страницах книги С. Ховка «Проступок Патриана»
Deep Space (Глубокий космос) — термин придумал Эдвард «Док» Смит в книге «Грей Ленсман»
AI (Artificial Intelligence) — термин пришел из журнала New Scientist
Материнский корабль (Mother Ship), термин впервые появился в книге Эдварда «Дока» Смита «Трипланетарный».
Временная червоточина, в своем труде «Геометродинамика» Джон Уилер (John Wheeler) впервые описал временные туннели, которые изначально назвал «кротовыми норами». Впоследствии Уилер отказался от своей теории, но термин прочно закрепился в фантастике.
Черная дыра, термин прижился благодаря американскому физику Джону Уилеру (John Wheeler), который на лекции перед студентами впервые произнес эту фразу.
Стрела времени, понятие, столь популярное в фантастике, впервые использовано знаменитым ученым Артуром Эддингтоном в книге «Природа физического мира». Если кто-то умеет двигаться обратно во времени, то он увидит события, вывернутые наизнанку.
Биолюция (Biolution), революция в биотехнологиях, термин ввел Пол Блэк в  книге «Телекинетики»
Утопия (Utopia) — это идеальное место, часто недостижимое. Термин появился в 1613 году.
Городская фэнтези (Urban Fantasy), жанр, в котором мифические существа живут с нами по соседству. Яркий пример — «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко, «Пещера» дуэта Дяченок. Термин появился благодаря антологии Urban Fantasies пера Дэвида Кинга и Рассела Блэкфорда.
Супергерой (Superhero), это всемогущий, для которого нет понятий mission impossible, пришел с обложки комиксов Supersnipe Comics.
Закон Старджона (Sturgeon’s Law), который в одной из формулировок гласит «90\% всей фантастики — полная фигня».
Паропанк (Steampunk), жанр, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения — появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро. Термин появился в журнале Locus.
Сплаттер-панк (Splatterpunk), так охарактеризовал экстремальный horror Дэвид Шоу (David J. Schow) на 12-м по счету мероприятии World Fantasy Convention
Slipstream — термин, которым обычно обозначают близкую по духу к киберпанковской фантастику, написанную до 1984 года — из статьи Брюса Стерлинга в SF Eye.
SF/F/H (science fiction, fantasy and horror), аббревиатура впервые появилась в журнале Locus.
Прото-киберпанк, жанр получил свое название благодаря книге «Отражения: антология киберпанка» Брюса Стерлинга.
Посткиберпанк (Postcyberpunk), название жанру дал фэнзин Whole Earth Review. посткиберпанк развивает тему человека в обществе технологий, обращаясь к герою, живущему полноценной жизнью, имеющему учебу, работу, семью, детей. Он переживает технологическую революцию ежедневно. Посткиберпанк — это взгляд не снаружи, а изнутри, взгляд близкий и понятный гораздо большему числу людей.
Постапокалипсис (Post-apocalypse), Том Хатчинсон в газете The Times (London) впервые забил свое право на это слово.
термин «Новая волна» (New Wave) в отношении фантастической литературы впервые ввел в обиход английский фантаст Кристофер Прист (Christopher Priest), позаимствовав его из французского кинематографа
Хоррор (Horror), этот жанр обрел свое имя в пилотном выпуске журнала The Magazine of Fantasy.
Героическое фэнтези (Heroic Fantasy), термин ввел Спрег де Камп в прологе к своей антологии «Меч и Волшебство». Как правило в этом жанре ведущая роль отводится могучим героям, что с огромными клинками наперевес бродят по миру и вершат справедливость. Разумеется, эти бравые персонажи не гнушаются и женским полом… Именно героическое фэнтези породило уйму однообразных произведений, разница между которыми заключается только в том, какое количество врагов порубил герой и сколько девиц употребил. Наиболее известным представителем этой ветви фэнтези-жанра является гигантская серия романов о Конане-варваре.
Твердая НФ (Hard SF), поджанр НФ, характеризующийся, в первую очередь, сюжетным главенством некой научной идеи; научными же достоверностью (максимальным научным веризмом) и аккуратностью. Проблемы взаимоотношения персонажей, личностного развития, психологической достоверности, как правило, вторичны. Адепты жанра: Пол Андерсон, Артур Кларк, Ларри Нивен, Роберт Форвард, Дэвид Брин, Грег Бир. Термин ввел П. Шуйлер-Миллер (P. Schuyler Miller) в журнале Astounding Science Fiction, Feb. 143/1.
Готам (Gotham), второе название Нью-Йорка.
Война будущего (Future War), термин ввел Хьюго Гернсбег, основатель премии Хьюго, в своей редакторской колонке в журнале Wonder Stories.
Комплекс Франкенштейна, боязнь роботов. Основателем термина конечно же является Айзек Азимов, что видно из книги «Как потерялся робот».
Фэнтези (Fantasy), мир безграничной фантазии, волшебства и чародейства обрел свое название благодаря письмам П. Иневера в журнал Wonder Stories.
Эпическое фэнтези (Epic Fantasy), Лин Картер ввел этот термин в «Юных магах». Позднее в боги этого жанра возвели Майкла Муркока.
Дистопия (Dystopia), противоположность утопии, место, где все плохо.
Мрачное (темное) фэнтези (Dark Fantasy), синоним слова horror (по версии журнала Locus) тем не менее прижился во языцах. Этот литературный жанр считается среди своих братьев готикой. Яркий пример Dark Fantasy — это книги Лорел Хамильтон про Аниту Блэйк
Биопанк, литературный жанр родился в начале 90-х прошлого века, характерен своей «биологической» направленностью в отличие от киберпанка, где упор делается на ИТ-технологии. Герои биопанка — плоды генной инженерии и хромосомных манипуляций. Наиболее яркая фигура биопанка — Пол Ди Филио, хотя он предпочитает термин рибофанк (от ribonucleic acid).
Альтернативная история, такой термин придумал журнал F&SF. Позже в 1967 году Андре Нортон уплотнила позиции альтернативной истории в книге «Операция «Поиск во времени».
Фэнзин (Fanzine), слово впервые появилось в журнале «Detours» и означает особую разновидность печатного издания. Слово «фэнзин» первоначально было узкогрупповым жаргонным выражением, которое употреблялось очень широко и взаимозаменяемо со словечком «фэн-мэг», то есть журнал для фэнов.
Фанфик (Fan Fiction), как сообщает Fancyclopedia, литературные произведения, написанные фэнами на некоммерческой основе обрели свое название в середине 40-х прошлого века
Кон (Con), сокр. от конвент. Теперь существуют Роскон, Еврокон и т.д.
НЛО (UFO), сокр. от Неопознанный Летающий Объект (Unidentified Flying Object)
Временной парадокс, впервые его описал Малкольм Джеймсон в «Корпорации Анахрон»
БЗАВНЕБ (TANSTAAFL), сокр. от бесплатных завтраков не бывает (There Ain’t No Such Thing As A Free Lunch). Английский вариант часто употребляется в письмах. Моду ввел Роберт Хайнлайн в романе «Луна — суровая хозяйка».
Астронавт (Spaceman), слово пришло со страниц американского журнала НФ Weird Tales. Издание выходило с 1923 года по 1954 (279 номеров). В нем печатались Р. Блох, Р. Брэдбери, Э. Гамильтон, Р. Говард, Г. Лавкрафт, К. Мур и др.
Шаттл (Shuttle), слово впервые появилось на страницах «Звезды — это Стикс» Теодора Старджона
Псионика (Psionic) — весь спектр воздействий нефизического и непсихологического характера, способность к которым достигается с помощью специального обучения либо является уникальным личностным даром, как правило, генетически обусловленным. Псионик — человек, улавливающий энергию мыслей. Слово пришло из книги «Величайшее открытие» Джека Уильямсона.
Пси (Psi), корни термина уходят в начало 40-х прошлого века
Позитронный, слово ввел в обиход Айзек Азимов
Карманная Вселенная, Лейнстер Мюррей описал именно такую в «Карманных Вселенных»
Иные, Сергей Лукьяненко раскрыл их секрет в романе «Ночной дозор»
Параллельный мир, старший брат параллельной Вселенной, папой считается Бенсон Герберт и книга «Мир внутри»
Параллельная Вселенная, этот мир открыл нам Герберт Уэллс в книге «Люди как Боги»
Марсианин, это слово впервые появилось в статье Кэтлин Миллер на страницах New York Times
Матрица (Matrix), она существовала всегда, но люди узнали о ней в середине семидесятых
Зеленые человечки, эти создания пришли со страниц сказки Эдмунда Доуни с одноименным названием
Прыжок (гиперпространственный), люди научились этому еще в середине прошлого века благодаря Айзеку Азимову
Гиперпространство (Hyperspace), возможность побывать там появилась благодаря «Окончанию» («Xandulu») Джека Уильямсона
Гипердрайв (Hyperdrive), слово прилетело из совместной работы Пола Андерсона и Джона Гердена «Сущность» («Entity»)
Гуманоид (Humanoid), первоисточник — «Хомо Соло» Айзека Азимова
Коллективный разум (Hive-mind), нити мыслей тянутся со страниц «Рожденных среди звезд» Андре Нортон
Гравитон (Graviton), элементарная частица гравитации вылетела из произведения Ларри Нивена «На дне дыры»
Врата (Gate), слово пришло из книги «Сквозь алое облако» Джека Уильямсона
Силовой экран, первоисточник — журнал «Amazing Stories»
Силовое поле, первоисточник — книга «После конца света» Джека Уильямсона
Летающая тарелка (Flying Saucer), первоисточник — две американские газеты от 28 июня 1947 года, где была опубликована статья некоего Роберто Лабанти, посвященная известно чему
Флиттер (Flitter), слово пришло из рассказа Джорджа Смита «Круг смятения» («Circle of Confusion»)
ET (сокр. от extraterrestrial — внеземной), впервые слово появилось в колонке Джона У. Кэмпбелла в журнале «Astounding Stories»
Эспер (Esper), первоисточник — книга Альфреда Бестера «Одди и Ид»
Энергетическое оружие, первоисточник — книга Альфреда ван Вогта «Качели»
Эмпат ( Empath), слово пришло из рассказа с одноименным названием пера Дж.Т. Макинтоша
Сфера Дайсона (Dyson sphere), полая сфера, построенная из материала больших планет и отдаленная от Солнца на одну астрономическую единицу. Сфера предназначенна для полного использования человеком энергии Солнца. Термин вошел в жизнь после научной работы Фримена Дайсона «Search for Artificial Stellar Sources of Infrared Radiation» в журнале Science.
Дрон (Drone), дистанционно управляемый робот. Первоисточник — книга «Тупик» («Dead End») Майка Ходоза
Дезинтегратор (Disintegrator), первоисточник — книга Ницшина Дъялхиса «Когда исчезла Зеленая звезда» («When the Green Star Waned»)
Луч смерти (Death Ray), фраза пришла из книги Артура Ривза «Подвиги Элейн» («The Exploits of Elaine»)
Киборг (Cyborg), первоисточник — журнал Galaxy
Фэндом (Fandom), встреча фэнов фантастики — как любителей, так и писателей
Комлинк (Сomlink), повелось из «Звездных войн» Алана Дин Фостера
Холодный сон (Cold sleep)
Бот, сокращение слова «робот»
Альтернативный мир («Alternate world»), первоисточник — книга Фрица Лейбера «Дело об убийстве» («Business of Killing»)
Альтернативная реальность (Alternate Reality), из журнала «Thrilling Wonder Stories»
Бластер (Blaster), первоисточник — книга Ницшина Дъялхиса «Когда исчезла Зеленая звезда» («When the Green Star Waned»)
Бионика (Bionics), слово родилось в недрах военных лабораторий
Пояс астероидов (Asteroid belt), через год Клиффорд Саймак использовал термин в рассказе «Астероид золота» («The Asteroid of Gold»)
Антиматерия ( Antimatter), из журнала «Science News Letters»
Антигравитация (Anti-gravitation), первоисточник — статья Томаса Волфа «Can Man Free Himself From Gravity» в журнале «Science Wonder Stories»
Мейнстрим (Mainstream ), слово ввели Энтони Бучер и Фрэнсис Маккомас в журнале F&SF. Позднее в 1955 году Деймон Найт использовал термин в своей колонке журнала «Science Fiction Quarterly»
аббр. НФ (Sci-Fi), первоисточник — письма Роберта Хайнлайна
Андроид (Android), первоисточник — The Chambers Cyclopedia
Научная фантастика (Science Fiction), появление термина датируется между 1851-1927
Чужой (Alien), разумная инопланетная форма жизни — из письма Томаса Карлайла. Позднее в 1935 году вышла книга Эандо Биндера «The Robot Aliens».
Аэрокар (aerocar), первое упоминание —  New York Times, статья Стивена Чалмерса
3-di, сокр. three-dimensional, позднее еще сократилось до 3D
Киберпанк (Cyberpunk), одноименная книга Брюса Бетке. Отсюда все и пошло...
Телепортация, термин появился благодаря книге Чарльза Форта «Дикие таланты»
РЕЦЕНЗИЯ



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: