Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Hugo - 1954 (повесть), 1959 (роман)
Скачать книгу N/A
Дело совести, Блиш Джеймс
A Case of Conscience, James Blish
   

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Технологии или явления, предложенные автором, которых не существовало
в реальной жизни на момент написания произведения:


Костюм из стеклянных волокон ® Сбылось
РЕЦЕНЗИЯ

Издательство АСТ известно многообразием книг и широким охватом аудитории, но есть серия, таргет-группу которой не вычислил еще никто. Серия эта называется «Классика мировой фантастики». Не то, чтобы все книги в ней вышедшие представляли из себя некую энигму для человека, знакомого с произведениями авторов.

Но!

На кого рассчитаны среднестатистические по жанру тиражи книг Кэмпбелла (к то му же, что чуть не треть тома составляют рассказы иных авторов), «дока» Смита и пр. писателей, предшественников Золотого Века НФ, вообразить трудно. Ну, в самом деле, где взять в русскоязычном пространстве такое количество людей нешуточно занимающихся историе фантастики (для других тексты будут совершенно неинтересны)?

Похоже, люди ответственные за выпуск серии наконец осознали эту нехитрую истину и взамен замшелой, совершенно нечитабельной «классики» стали печатать произведения гораздо более любопытные — хотя бы Дилэни или Кристофера…
«В свете последних дней» выпуск сборника Джеймса Блиша не удивляет, но радует. Тем более, что название книги «Дело совести» не оставит равнодушным любого, кто более-менее знаком с англоязычной фантастикой конца 50-х, начала 60-х годов прошлого века. Ведь именно за роман «Дело совести» Блиш получил пемию Хьюго, именно его называют одной из главных книг того времени, а вот достать копию — хоть на языке оригинала — проблема. Да и у нас это первое издание.

Пару слов об авторе. Родился он в 1921-м, в 40-м опубликовал первый фантастический рассказ, водил дружбу с Дэймоном Найтом и Сирилом Корнблатом, известный цикл романов «Города в полете» писал в 50-х, а в 1958-м опубликовал в роман «Дело совести», первая часть которого появилась в журнале «If», в 1953-м. Далее последовало еще несколько романов на темы так или иначе затрагивающие вопросы теологии, новеллизации сериала «Звездный путь», три книги критики. Умер Блиш в 1975-м, оставив после себя литературное наследие, которое по мнению Олдисса должно было волновать учмуы еще многих поколений читателей фантатики.

Однако, Олдисс полагает, а Бог располагает всяко по-своему.

На сегодня творчество Блиша известно скорее историкам жанра, чем массовому читателю. Причина, в одном — книги автора всегда были чтением скорее интеллектуальным, нежели художественным. Блиш — блестящий мысслитель, парадоксалист, оригинал проигрывает Блишу-писателю. И еще, автор очень много внимания посвятил размышлениям о судьбах цивилизации, в чем-то переосмысливая, в чем-то повторяя своего любимого Шпенглера. «Закат Европы» не состоялся, или, по крайней мере, отложен, а мысли по-поводу читаются скорее не предостережением, а альтернативной историей. Увы, подобная судьба неизбежна для всех политически-актуальных на момент написания произведений — от «Войны в воздухе» Уэллса до сериала ван Зайчика.

И все же, все же … «Дело совести» читать стоит. Основная драма романа лежит в столкновении между Добром и Злом (именно с прописных букв), столкновении Бога и Дьявола, конфликте между Верой и Познанием. Это, знаете ли, не устаревает. Т.е. это априорно неинтересно, если изложено на уровне церковно-приходской школы, но Блиш читателей за дураков не держит и, хотя разъясняет буквально каждый тезис по два раза, подобные разъяснения не раздражают. Козни Диавола — дело тонкое, а их интерпретация католиками, технократами, гуманистами дают повод поразмять собственные серые клеточки. Ведь на уловку Блиша попался и корифей всех наук, в том числе теологии, пан Станислав Лем, разнесший, как ему казалость, всю интеллектуальную начинку романа в пух и прах. Не тут-то было, хитрый Блиш вовсе не придерживается догматического ответа на поставленные вопросы. В одном прав Лем, Блиш в «Деле совести» сам предстает главным Искусителем. Впрочем, такова судьба любого творца.

Что же в «сухом остатке», по-простому? Стоит ли читать? Да, если вам интересен теологический дискурс, да, если вы хотите знать, откуда растут ноги у «Чужака в чужой земле», да, если вы интересуетесь историей фантастики. Наконец, да, если вы не боитесь продираться сквозь не всегла литературно ровный текст, чтобы к концу книги испытать что-то подобное катарсису, как бы пафосно это ни звучало.

by SK



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: