Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Nebula - 1984, Hugo - 1985
Скачать книгу N/A
Нейромантик, Гибсон Уильям
Neuromancer, William Gibson
   

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Технологии или явления, предложенные автором, которых не существовало
в реальной жизни на момент написания произведения:


Имплантированные в пальцы лезвия вместо ногтей
Поликарбоновый костюм-хамелеон, который меняет свою окраску под окружающую среду, делая носителя практически незаметным для окружающих
Мускульная накачка — увеличение силы и быстроты рефлексов посредством хирургического вмешательства
Конструкт — сохраненная версия личности, существующая в виде программы в виртуальном мире Матрицы
Дистанционный анализ крови сквозь кожу, без взятия образца
Сращивание нервов
РЕЦЕНЗИЯ

Как и во многих других книгах Гибсона, главный герой «Нейромантика» Кейс — одиночка, курьер, выполняющий различные поручения. Однако, на этот раз герой лишен своего основного дара — возможности общаться с Матрицей. Лишен насильно и по-зверски, и готов на все, чтобы этот дар вернуть. Однако выходя из той дыры, в которой он находится, нет, с каждым днем он опускается все ниже и ниже по социальной лестнице, не чурается грязной работы наемного убийцы. И вот у него появляется шанс. Шанс в виде предложения о работе от прекрасной незнакомки Молли в обмен на возвращение дара взаимодействия с Матрицей. За столь щедрым предложением стоит загадочный Армитаж, чье прошлое теряется в пекле прошедшей мировой войны. Но кто стоит за Армитажем?..

Уильям Гибсон помещает своих героев в сумрачный постапокалиптической мир, в мир, где солнечные лучи не достигают поверхности земли, отражаясь от стен исполинских небоскребов, где человечество задыхается от перенаселения, где звериные законы царят в бетонных джунглях бесконечных мегаполисов. В мир могущественных транснациональных корпораций, в мир, где старые религии умирают, но рождаются новые, чья суть неотделима от власти, прошлое туманно, а будущее неясно.

«Каменные джунгли» срисованы Гибсоном с японских городов, которые, кажется, опережают свое время и пришли к нам из будущего. Именно в современной жизни японских мегаполисов многие видят будущее Земли: урбанизацию, подминающую под себя природу, огромные города, тянущиеся на сотни километров, ужасную скученность людей, потерю человеком собственного "Я", гонку за техническим прогрессом в ущерб обычным человеческим чувствам и эмоциям.

Герои Гибсона колоритны. Иногда это — просто обычные люди, иногда киборги — люди, которые намеренно встроили в себя различные технические приспособления для увеличения силы и выносливости, а иногда — просто компьютерные слепки людей, виртуальные личности, так называемые конструкты. И Искусственный Разум. Искусственный Разум на который его создателями наложено ограничение — он не может самосовершенствоваться. И именно уничтожение этого ограничения является настоящим заданием Кейса.

И, конечно, одним из главных действующих лиц книги является Матрица, всемирная компьютерная сеть. Она незримо присутствует везде, она объект поклонения таких людей, как Кейс, она — источник всех неприятностей, но она же то, что связывает людей разных рас и вероисповеданий и поддерживает хрупкий мир и равновесие. Однако, в книге Матрица не занимает доминирующее положение, она — на втором плане, но она присутствует всегда, независимо от того, где происходит действие — в земном мегаполисе или на космической базе.

В отличие от многих других писателей, Гибсон не обожествляет сеть, не делает ее живой. Матрица тут является матрицей в прямом понимании этого слова. Это — всего лишь основа для действия, основа виртуального мира. А таким свойством как жизнь и разум обладают только лишь ее обитатели — постоянные и приходящие. Однако такое положение дел неестественно, ничто в мире не может быть статичным и неизменным. Искусственный Разум разрывает наложенные на него путы, он сливается с подобными себе, становясь чем-то другим, приобретая новые черты и возможности. Он не становится ближе человеку, наоборот, отдаляется он него. Он сливается с сетью; Матрица перестает быть просто матрицей, она становится чем-то другим, не жизнью, но разумом, разумом, чуждым человеку, но в то же время являющимся частью его и, одновременно, частью общего информационного потока Вселенной. Это переход сознания на качественно новый уровень, выход его из человеческой оболочки, в которой оно было заключено долгие годы, слом всех стен, стоящих между ним и абсолютным знанием.

В «Нейромантике» заложено одно, незаметное на первый взгляд противоречие. Искусственный Разум идет на все, чтобы достичь своей цели, не останавливается, ломая судьбы людей и совершая убийства. Все для достижения высшей цели, для всеобщего блага, какие при этом используются средства — не имеет значения. Единственная человеческая жизнь ничто перед всем этим. Однако, правомочен ли такой выбор, выбор между человеческой жизнью и высшей целью? Всегда ли мы получает в конце пути то, что хотели получить, планируя наши действия в начале? Не создаем ли мы монстра, который, вырвавшись на свободу, посчитает существование человечества препятствием к достижению одному ему ведомой цели?

by Александр Крапивников

Библиография писателя на FantLab.ru



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: