Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Nebula - 2002, Hugo - 2002
Скачать книгу N/A
Американские боги, Гейман Нил
American Gods, Neil Gaiman
    S
РЕЦЕНЗИЯ

СКАЗАНИЕ О СРЕДНЕМ ЗАПАДЕ
Нил ГЕЙМЕН. «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ». «ACT».

Нил Геймен — личность для постмодернистской массовой культуры поистине примечательная: автор комиксов, который добился широкого признания и множества наград за литературное произведение. Славу ему принес комикс-сериал «Песочный человек», удостоенный десятка различных премий, а 19-й выпуск «Песочного человека» получил даже всемирную премию фэнтези 1991 года (кстати сказать, это вообще первый в истории комикс, получивший литературную премию). Следующей известной работой стал мини-сериал для ВВС и написанный по нему роман «Задверье» (1984). В 1990-м появилась книга, созданная в соавторстве с Терри Пратчеттом, сборник рассказов о Конце Света, который — вполне в духе этих авторов — назывался «Добрые предзнаменования» (Сейчас по книге собираются снимать фильм). Затем Геймен приложил руку к аниме, сочинив в 1999 году сценарий для мультфильма Миядзаки «Принцесса Мононоке», а после, в конце 2002-го, решил снять собственный фильм «Короткометражка о Джоне Болтоне»: фильм появится на DVD в начале 2004 года.

Если «Задверье» прошло почти незамеченным, то «Американские боги» получили едва ли не все мыслимые премии в области фантастики. «Хьюго», «Небьюла», премия Брэма Стокера за лучший роман ужасов, премии журналов «SFX» и «Locus». А вышедшая в 2002 году повесть «Коралин» сразу же стала бестселлером, она уже получила премию Брэма Стокера и премию «Хьюго». Вообще, простое перечисление всевозможных наград и титулов Геймена способно занять не одну страницу; стоит лишь упомянуть, что в «Литературном биографическом словаре» он назван в числе десяти лучших ныне живущих писателей-постмодернистов. Свои работы Геймен продвигает активно, а вот от всевозможных склок старается держаться подальше, особенно после того, как по выходе четвертого «Гарри Поттера» газета «Дейли Миррор» вдруг заявила, что двенадцатилетний темноволосый мальчик в круглых очках, который обладает потенциалом самого могущественного мага на свете и у которого есть ручная сова, списан с Тима Хантера из «Книги Магии» (1990). Геймен тут же обратился с письмом в редакцию, заявив, что подобных пересечений в литературе множество, а к самой Роулинг он решительно никаких претензий не имеет.

В начале 90-х Геймен из Англии перебрался в США, объясняя это тем, что всегда желал иметь дом, как у «Семейки Адамс». Действие романа «Американские боги» также перенесено на Средний Запад. Геймен взялся мифологизировать мелкие захолустные городки и придорожные аттракционы. Дом на Скале, Сторожевая Гора, Каир в Малом Египте — все это реальные места на карте США, а не выдумка автора.

При этом «Американские боги» не путеводитель, а настоящая фэнтези, герой которой, в начале истории самый обычный и, может быть, не слишком интересный громила по прозвищу Тень, постепенно становится главным действующим лицом, своего рода Одиссеем, разгадывающим загадки. Отсидев три года за драку, Тень перед выходом из тюрьмы узнает, что все его планы на будущее рухнули, любимая жена и лучший друг погибли в автокатастрофе. «Случайный» попутчик предлагает ему место телохранителя и не принимает отказа, а ведь по многочисленным триллерам все знают, что связываться с попутчиками небезопасно. Действительно, попутчик оборачивается скандинавским богом Одином. Как выясняется, он — лишь один из многих старых богов, застрявших в Америке: перебираясь в Новый Свет, многочисленные иммигранты привозили с собой и тех, в кого они верили. Работая на Одина, Тень сталкивается и со славянским божеством Чернобогом, и с лепреконом Суини, и с египетскими богами Бает и Гором. Но в Америке XX века появились новые божества: боги кредитных карточек и хайвеев, радио, интернета и телефона, боги пластика и неона, и эти «новобранцы» объявили войну «старикам». Преследуемый агентами новых богов, Тень ездит по Америке, собирая армию «ветеранов». Геймен умело встраивает характерные черты жанра фэнтези в мир бытовой современности. Как и положено герою фэнтези, Тень проходит через ритуал смерти и возрождения и в конечном итоге, спасая страну, разрешает собственные внутренние конфликты.

Противостояние старых и новых богов — центральная сюжетная линия, но ее поддерживают и подпитывают вставные новеллы, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к сюжету. На самом же деле они образуют отдельный пласт, дополняющий повествование. Они рассказывают об отношении иммигрантов к мифическим существам с их исторической родины: от Мамонтова черепа, которому поклоняется племя, первым пересекшее Берингов пролив, до ифрита-таксиста, которого встречает арабский коммивояжер в современном Нью-Йорке. С помощью этих вставных новелл Геймен представляет американскую культуру в качестве своего рода мешанины отдельных культур и верований, показывая, как складывался миф об Америке. С другой стороны, Геймен не считает Америку страной, лишенной собственных мифологических корней: так появляются Виски Джек и Джонни Яблоко (Джон Чэпмен, реальная личность, обросшая множеством легенд — мифологема чисто американская).

Стилистически роман напоминает луковицу: рассчитан он прежде всего на читателя образованного, хотя и тот, кто не сведущ в мифологии, все равно получит удовольствие. «- Эй, — окликнул Тень. — Хугин, или Мунин, или кто ты там еще? Птица повернулась и, склонив подозрительно голову набок, уставилась на него яркими глазами-бусинами. — Птичка, каркни „Никогда“. — Отвали, — сказала птица и молчала всю дорогу, пока не вывела его из леса». Такой диалог может быть просто забавным, но если к тому же читатель помнит, что Хугин и Мунин — это священные птицы скандинавской мифологии и их имена означают «Разум» и «Память», то получит удовольствие вдвойне.

По всему тексту романа разбросаны мелкие отсылки, которые для русского читателя оборачиваются загадками. Американцы о том же Джоне Чэпмене узнают в школе. Геймен — англичанин и обращается к англоязычному читателю, для которого имя Суини все равно что для русскоязычного — Вольга или Микула Селянинович: навскидку сюжет былины вспомнит не всякий, зато имя безошибочно отсылает к определенному пласту фольклора. Суини — осовремененное Суибне. В валлийском фольклоре существует легенда о барде Суибне, который потерял рассудок на поле брани, когда убили его короля, и много лет бродил в безумии по чащобам. Подобных мелочей в романе множество, и автор не комментирует их — предоставив читателю возможность самому разгадать «кроссворд».

Если древние боги в романе — чудаковатые старики с извращенным чувством юмора, то новые предстают в облике прыщавого юнца в лимузине, лощеной дикторши новостей или даже «людей в черном». Веры-пропитания не хватает и тем, и другим, и Виски Джек, называющий себя культурным героем индейцев, прямо говорит, что Америка не самое благодатное место для богов.

И в то же время местами скопления сакральных сил оказываются вовсе не соборы или мечети, а аттракционы вдоль трассы, которые становятся все могущественнее по мере того, как их ежедневно посещают сотни туристов. А вот в Диснейленде магии, на взгляд персонажей книги и автора, нет никакой — и в этом Геймен остается истинным европейцем.

by Анна КОМАРИНЕЦ



Тень отсидел уже три года. Сидел он тихо, убивал время и мечтал о трех вещах, что проделает выйдя. Первое — принять ванну. Второе — надеть халат и отправиться с женою в спальню. Третье — залечь на дно и никогда больше не мутить воду. Ему оставалось отсидеть два дня, когда эти планы рухнули. Жена погибла в автокатастрофе. Хотя нет, одну запланированную вещь он все таки сделал — принял ванну.

Так начинается нашумевший роман Нила Геймана, за который он отхватил сразу две главных премии в области фантастики: Хьюго и Небьюлу, а если верить некоторым нашим критикам, то это просто Великий Американский роман.

По началу все действительно кажется интересным. Некий мистический мистер Среда (Один) нанимает Тень на работу. Он должен сопровождать босса в деловых поездках. Выясняется, что эмигранты завозили в США божества со всего мира. Через пару поколений эмигранты забывают свои верования и придания, а нечисти и богам приходится прозябать. Старая идея, что не только бог нужен человеку, но и сам бог не может существовать без верующих в него, играет и у Геймана. Один собирает старых пантеон на битву против богов нового поколения: телевидения, мобильной связи и интернета. Битва за ума людей, за возвращение американцам духовности. В этот момент начинает казаться, что роман должен скатиться к сатире, что должен появиться Иисус и померить враждующие кланы, показав на своем примере как может сотрудничать бог старой формации с молодыми. Проповеди через мобильный телефон, отпущение грехов по интернету. Но Иисус в романе отсутствует, во всяком случае напрямую.

На протяжении огромного количества страниц ничего нового не происходит. Ловишь себя на мысли, что все это вполне мог написать Мураками, и возможно это лишь неудачная копия. Тень сопровождает Одина и знакомится со множеством мифических личностей. В этот момент начинает казаться, что Гейман пытается открыть американцам их корни, показав глубину культуры народов, образовавших эту страну. Ёто все конечно интересно, но какое мне дело до самоидентификации американской нации.
Потом думаешь, что весь текст — сплошная афера, игра на двоих, подобно той, что постоянно ведет Один. Гейман разыгрывает свою на пару с критиками, раскрутившими мыльный пузырь. Есть интересная завязка, есть восхваляющие статьи критиков и не важно, что все козыри открыты сначала, а потом идет медленное увядание интриги, денежки уже не вернуть. А если тебе не понравилось, то твой IQ не отличается от оного у табуретки. Ну кто хочет признаться? Так случается до прочтения эпилога.
Для меня эта книга интересна не историей богов, а историей единственного здесь человека. И именно Тень играет роль Иисуса (забавно что он тоже сын бога и тоже будет распят, но воскреснет), и показывает окружающим как стоит жить. Да, это немного похоже на жизнь самурая, только не для хозяина, а для любви. Если внимательно присмотреться к его поступкам, то не богам он помогает, а ищет у них способа вернуть себе мертвую жену. И когда этот поиск заканчивается, он просто идет отдавать свою жизнь, давно проигранную в шашки. Так способен поступить только человек, который уже давно мертв.

by Лёлик

Библиография писателя на FantLab.ru




Sпециалисты - это писатели, которым перед написанием произведения пришлось хорошо проштудировать следующие науки и пласты культуры:

Авторское право: Робинсон Спайдер, Жизнь коротка, Hugo-1983
Астрофизику, психоаналитику: Пол Фредерик, Врата, Nebula-1977, Hugo-1978
Буддизм, индуизм: Зелязны Роджер, Князь света, Hugo-1968
Графологию: Уилхельм Кейт, Навеки твоя, Анна, Nebula-1987
Дельфинологию, хайку: Брин Дэвид, Поднимается звездный прилив, Nebula-1983, Hugo-1984
Квантовую механику: Уиллис Конни, В отеле Риальто, Nebula-1989
Лингвистику: Чан Тед, История твоей жизни, Nebula-1999
Мифологию: Гейман Нил, Американские боги, Nebula-2002, Hugo-2002
Нейрохирургию: Сойер Роберт, Смертельный эксперимент, Nebula-1995
Психологию, бонсаи: Старджон Теодор, Медленная скульптура, Nebula-1970, Hugo-1971
Религию: Морроу Джеймс, Библейские истории для взрослых. №17: Потоп, Nebula-1988
Социологию, религию: Хайнлайн Роберт, Чужак в чужой стране, Hugo-1962
Социологию, религию: Херберт Френк, Дюна, Nebula-1965, Hugo-1966
Теологию, психологию: Кард Орсон Скотт, Голос Тех, Кого Нет, Nebula - 1986, Hugo - 1987
Фотографию, кинологию: Уиллис Конни, Последняя из Виннебаго, Nebula-1988, Hugo-1989



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: Планшет apple ipad, нетбук lenovo ideapad - ноутбук rover.