Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Hugo - 1984
Книги нет Download book
Точка каскада, Зан Тимоти
Cascade Point, Timothy Zahn
   
РЕЦЕНЗИЯ

Каждый научно-фантастический журнал имеет свое лицо, свою когорту авторов, которые отличают его от других периодических изданий. Так из своего опыта могу сказать, что, например, «Asimov’s Science Fiction Magazine» печатает много экспериментальной фантастики — как НФ, так и фэнтези, — в которой ведущую роль играют стиль, атмосфера, а не фантастические идеи. «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» печатает как классическую, так и экспериментальную фантастику, но именно в нем чаще всего встречаются такие произведения, которые с большой натяжкой можно назвать фантастикой. В этих повестях и рассказах фантастический элемент играет вспомогательную роль, и часто его можно безболезненно удалить, при этом сама суть произведения не пострадает. Журнал же «Analog Science Fiction and Fact» твердо придерживается канонов НФ, заложенных еще легендарным редактором Джоном Кэмпбеллом. «Analog» печатает только «твердую» НФ, где на первом месте находятся идеи, а также увлекательный сюжет. Повесть Тимоти Зана «Точка каскада», опубликованная в «Analog», является образцом такой фантастики и прекрасно иллюстрирует как ее сильные стороны, так и ее недостатки.

Корабль «The Aura Dancer» отправляется в очередной рейс на планету Таймыр. Это небольшой, довольно старый корабль. Его капитан Полл Дуррикен, наш рассказчик, любит и знает свое дело, но когда-то он упустил свой шанс работать на шикарных межзвездных лайнерах. После одного неприятного инцидента его уволили из крупной компании. Корабль кроме груза везет с собой небольшую группу пассажиров, среди которых психиатр Хаммерфелд Лэнтон и его пациент Рик Брэдли, страдающий целым набором психических расстройств. Корабль пересекает межзвездное пространство, совершая прыжки в точках каскада. В точках каскада корабль выходит в пространство Коллотона, в котором сходятся воедино параллельные миры, и где люди могут увидеть свои отражения в альтернативных мирах. Так, например, капитан Дуррикен видит некоторые свои альтернативные отражения в белом мундире капитана межзвездного лайнера, а некоторые его отражения вообще не работают в космосе. Из-за того, что в каюте доктора Лэнтона находилось медицинское оборудование, в котором содержался металл Мин, металл, который обязательно должен быть экранирован во время перехода точки каскада, при первых двух прыжках корабль выходит далеко за пределами расчетных точек. По прибытии же на планету Таймыр, команда корабля обнаруживает, что они оказались в параллельном мире, где планета вообще не была заселена. Перед капитаном Дуррикеном встает сложный вопрос, как вернуться домой.

Все это интересно, но я столкнулся с рядом моментов, которые и не позволили мне получить удовольствие от рассказа. Во-первых, капитан на протяжении двух прыжков не может разобраться, почему корабль выходит в нормальное пространство не там, где следует, хотя в начале полета он был в курсе, что в каюте доктора Лэнтона находится много сложного оборудования. Капитан смог догадаться только после того, как сам Лэнтон сказал ему, что во время перехода точки каскада у него сгорело оборудование. То есть для авторского замысла и развития сюжета важно, чтобы корабль попал в безвыходную ситуацию, но сам механизм, как и почему это произошло, не очень убедителен. Во-вторых, во время прыжка все пассажиры спят, так как пройти точку каскада в сознании очень тяжело психологически. После перехода человек впадает в депрессию. Доктор Лэнтон отказывается от снотворного, чтобы во время перехода наблюдать за альтернативными отражениями Рика Брэдли. Нигде в тексте внятно не объясняется, чем этот опыт помогает доктору Лэнтону в лечении своего пациента. Зато этот опыт, знание, как и где располагались отражения Рика при каждом прыжке (доктор обладает приобретенной абсолютной памятью, как удачно) играет ведущую роль в возвращении корабля в нашу Вселенную. Список моих претензий к сюжету можно продолжать и продолжать.

Не смог я вжиться в эту повесть, поверить, что вот именно так и могло бы быть. Слишком уж это все нелогично, надуманно, хотя идея подобного путешествия в космическом пространстве очень неплоха. Не раз мне приходилось встречать в «Analog» похожие произведения, где по авторской воле все работает на идею, на увлекательный сюжет.

С другой стороны, если сравнить тиражи «Asimov’s» и «Analog», то у последнего рейтинг больше. Также, например, недавно в одном из блогов я наткнулся на сравнение «Asimov’s» и «Analog». Автор завершает свою заметку примерно следующим выводом: «Если вы любите жизнеутверждающую фантастику идей, то вам лучше подходит „Analog“, а если вы хотите впасть в меланхолию, или даже отчаяние, читайте „Asimov’s“». «Analog» все равно пользуется популярностью у читателей, поэтому не удивительно, что эта повесть завоевала «Хьюго».

by Александр Малиновский



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: