Главная Премия Hugo Премия Nebula Премия Locus Хронология В живых уж нет..

Hugo - 1968
Скачать книгу N/A
Пассажиры с пурпурной карточкой, Фармер Филип
Riders of the Purple Wage, Philip Jose Farmer
   
РЕЦЕНЗИЯ

Сильный прилив морской волны обязательно оставит в песчанике артефакты в виде ракушек, камешков и морской травы. Накат «Новой Волны» принес в англоязычную фантастику ярко выраженные темы, которые до этого момента не пользовались особым пристрастием у писателей. Новое поколение молодых авторов выплеснуло на свои страницы темы секса, религии, проблемы внутреннего мира; положительные и негативные качества человека были представлены в противоположных значениях. Одним из популяризаторов нового течения того времени был Филип Фармер.

Все вышеперечисленные темы он настолько неординарно подавал читателю, что некоторые редакторы не хотели их видеть на страницах своих изданий. Поэтому, Фармер, абстрагируясь от мейнстрима и эпатажа, занялся коммерческой писательской деятельностью. И не прогадал. В 1952 году, получив премию Хьюго, он был объявлен «самым многообещающим автором года». В своих последующих произведениях он нисколько не отклонился от тенденции без чувства меры отражать наболевшие ко второй половине 20 века сексуальные и религиозные темы бытия.

Рецензируемая повесть появилась в 1967 году в антологии Харлана Эллисона «Опасные видения». «Пассажиры с пурпурной карточкой» — обеспеченные всем жители нового мира, где создана шаткая утопия. Физические нужды человека перестали быть проблемой. Фидеовидение (что-то между телевидением и интернетом) несет очень информативный заряд, даря обывателю любые знания, как необходимые, так и второстепенные. Казалось бы, твори то, что не пожелает душа твоя. Но здесь и вся загвоздка.

Молодой человек, ища успокоения души в профессии художника и в обществе женщин, все-таки чувствует, что вольная жизнь — лишь иллюзия, которая обременительна, как мешок денег, которые ты, надрываясь, несешь, но не можешь потратить. А вот его прапрадед, имея огромное богатство, полученное обманом у дяди Сэма, радуется жизни, хоть и заточен в четырех стенах и спрятан от правительства. Он знает, что не все так гладко, как на самом деле. Что и в этом мире есть бедняки, что чувство вседозволенности порождает бессмысленную агрессию. В свою очередь, и правительство знает, что этот человек живет вольготно не по скрытому наставлению дяди Сэма, а по собственной воли. И пишет книгу, чтобы открыть глаза тем, кто за вуалью «идеального мира». И вуаль эта колышется то в одну, то в другую сторону.

Подобные произведения, как правило, тяжелы, за счет аллегорий и недосказанности. Повесть насквозь пронизана литературными перерисовками многих известных произведений. Здесь узнается и Пруст, и Джойс, и Берроуз; встречаются и библейские сказания; упоминаются, в виде героев, некоторые исторические личности.

Произведение сложновато, и я не рекомендую начинать знакомство с автором именно с «Пассажиров». Начав читать, можно сбиться или заблудиться в сюжете, которого, вроде, как и нет. Здесь главное не сюжет, а стиль. Особый стиль бакалавра английской филологии, коим является Фармер, для людей ценящих интеллектуальную литературу.

by Роман Садиков

Библиография писателя на FantLab.ru



© 2003-2007 OutZone | Разработка сайта: SeaBreeze | 2004 г. |
Клаcсифaйды: osmo масло с твердым воском