Суббота, 18 Ноября 2017

Рецензия. Новая космическая опера, под редакцией Гарднера Дозуа и Джонатана Страхана

Новая космическая опера, под редакцией Гарднера Дозуа и Джонатана Страхана
(The New Space Opera, edited by Gardner Dozois and Jonathan Strahan)
by Александр Малиновский

Критики до сих пор не могут сойтись во мнении, что же такое «новая космическая опера» и когда она появилась на свет. Некоторые критики считают, что первым настоящим произведением новой космической оперы стал роман М. Джона Гаррисона «Центаврианское устройство» (The Centauri Device), опубликованный еще в 1975 году. Когда-то большая часть НФ была космической оперой, захватывающими историями о приключениях в открытом космосе и на чужих планетах, о быстрых космических кораблях, загадочных инопланетянах и битвах в космосе. Классическая космическая опера потеряла свою популярность в конце 1960-х — начале 1970-х годов, когда вместе совпали сразу три фактора: «новая волна», которая обращала больше внимания на внутренний мир человека, чем на внешний; открытие, что планеты Солнечной системы безжизненны; понимание того, что законы Эйнштейна накладывают почти непреодолимые ограничения на межзвездные путешествия. Космическая опера не умерла, и именно 1990-е годы стали тем периодом, когда появился целый ряд произведений, облекшие в плоть понятие «новая космическая опера»: от «Гипериона» Дэна Симмонса до «Пламени над бездной» Вернора Винджа.

Составители этой антологии обратились к звездным авторам с просьбой написать произведение, которые они сами относят к новой космической опере. Нельзя сказать, что мы получили четкое определение новой космической оперы, но мы можем увидеть целый ряд ее примечательных черт. Так, корабли всегда огромные и болтливые и часто имеют странные имена наподобие «Всегда благоухающий аромат божественности» (Йен Макдональд «Кольцо Вертанди»). Все сооружения древние, будь это 50000-летний забор (Тони Дэниэл «Долина садов») или заброшенная аркология (Питер Гамильтон «Благословенная ангелом»). Технологически продвинутые цивилизации не преодолели таких болезней роста как геноцид или рабство (Пол Маколи «Завоевывая мир» или Стивен Бакстер «Воспоминание»). Нет ничего меленького, слабого, близкого, масштаб также важен, как он когда-то был важен для Е.Е. Дока Смита.

Но одна тема в новой космической опере является доминирующей и появляется чаще всего. Это тема войны. В «Спасая Тиамат» Гвинет Джонс рассказывается о попытках установить мир между двумя враждующими фракциями на одной из планет. Героиня рассказа идет на убийство, чтобы установить мир, но результаты оказываются совсем не такими, какими она их ожидала. В «Кольце Вертанди» Йена Макдональда речь идет о миллионолетней войне двух разумных рас, охватывающей локальное скопление галактик. Война закончится, но способ ее прекращения также морально не безупречен. В рассказе Пола Маколи «Завоевывая мир» рассказывается о последствиях войны между двумя группами расселившегося по звездам человечества. Фактически находящийся в рабстве пленник находит неожиданного союзника в коррумпированном офицере. В «Долине садов» Тони Дэниэла идет война людей вообще с существами из другого измерения. В повести Аластера Рейнольдса «Цветы Минлы» космический путешественник попадет на отсталую планету, где идет война между когда-то колонизировавшими ее людьми. Узнав, что через 70 лет планета погибнет, путешественник делится с жителями планеты своими технологиями в надежде, что они объединятся и избегут гибели. В «Воспоминании» Стивена Бакстера рассказывается о завоевании Земли инопланетянами и о жестоком наказании, которому подверглась Земля за сопротивление.

Война не всегда присутствует на первом плане. В повести Роберта Рида «Люк» рассказывается о последствиях нападения на Великий корабль инопланетного организма Полипонда. Застрявшим на внешней оболочке гигантского корабля людям приходится там же строить свою жизнь и жить как раз за счет самого Полипонда. В «Императоре и мауле» Роберта Силверберга землянка рассказывает императору галактической империи о завоевании Земли и, благодаря своему искусству рассказчицы, облегчает участь родной планеты. В рассказе Нэнси Кресс «Искусство войны» историк изучает земные произведения искусства, награбленные инопланетянами в ходе войны и отбитые людьми, чтобы понять, что движет врагами.

Искусство играет важную роль и в других произведениях антологии. В повести Дэна Симмонса «Муза огня» театральная труппа «Люди земли» ставит пьесы Шекспира в различных уголках пространства-времени перед различными инопланетными интеллектами. При этом ставки все время растут. В «Мальстреме» Кейдж Бейкер на частично терраформированном Марсе любительская театральная труппа ставит «Спуск в Мальстрем» Эдгара Аллана По.

Рассказ Кейдж Бейкер не единственный юмористический в этой книге. В «Пошли им цветы» Уолтера Джона Уильямса два бездельника путешествуют по параллельным мирам и из-за любви к женщинам попадают в затруднительные ситуации. В рассказе «Кто боится Волка 359?» Кена Маклеода пародируются клише космической оперы. Рассказчик, вынужденный разобраться с последствиями «цивилизационного взрыва» на одной из планет, становится катализатором создания тоталитарной межзвездной империи. «Разделяя слои» Джеймса Патрика Келли начинается с того, что главный герой накануне своего 132-ого дня рождения решает сменить свою сексуальную ориентацию. Это история интриг на космическом корабле, путешествующем к новому колонизированному миру.

Оставшиеся рассказы и повести также хороши. В «Благословенной ангелом» Питера Гамильтона рассказывается о необычном вторжении на отдаленную планету галактического Содружества. В «Славе» Грега Игана двое земных женщин физически превращаются в инопланетянок, чтобы спасти наследие инопланетян – необычные математические открытия. В «Осколках льда» Мэри Розенблюм бывшие любовники встречаются в ледяных пещерах спутника Юпитера Европы и сражаются за свою жизнь с посланным их убить наемным убийцей. В рассказе Грегори Бенфорда «Червь поворачивается» люди впервые совершают путешествие через червоточину.

Пожалуй, эта самая сильная оригинальная НФ антология за последние годы. Я уверен, что большинство из этих произведений в следующем году будут включены в списки «лучшее за год», а многие претендовать на главные НФ призы. И будем надеяться, что издательство «Азбука», специализирующееся на издании западных антологий, не преминет издать и эту книгу.

1 комментарий

  1. Alex_M says:

    Гарднер Дозуа отобрал для своей 25-й антологии «Лучшее за год:НФ», которая выйдет в США только летом 2008 года, три произведения из этого сборника:

    «Спасая Тиамат» Гвинет Джонс,
    «Кольцо Вертанди» Йена Макдональда,
    «Слава» Грега Игана

    Ответить

Оставьте комментарий

*


© 2003 — 2017 OutZone

Создано в студии webdesire