Среда, 22 Ноября 2017

Рецензия. Номинация Hugo-2007. Чарльз Стросс, Стеклянный дом

Чарльз Стросс, Стеклянный дом

Стеклянный дом, Чарльз Стросс
(Glasshouse, Charles Stross)
Номинация Hugo-2007, лучший НФ-роман
by Александр Малиновский

Стросс переносит нас в 27 век, в эпоху пост-сингулярного человечества. В начале романа мы встречаем нашего главного героя по имени Робин, который только что прошел через процедуру частичного стирания памяти. Письмо, оставленное им же до процедуры, не сильно помогает ему понять, зачем он пошел на это, и что именно было стерто. Создается такое впечатление, что его память была стерта почти полностью. Робин знакомится с четырехрукой девушкой по имени Кей, которая тоже прошла через процедуру стирания памяти. Робин подозревает, что ему грозит серьезная опасность, что подтверждается нападением на него, и соглашается принять предложение Кей и вместе с ней скрыться от мира, приняв участие в эксперименте, направленном на воссоздание «Темных веков», а именно нашего с вами времени. Робин возрождается в теле женщины в искусственно созданном мире, напоминающем вторую половину XX века, который расположен в одном из космических кораблей, дрейфующих в космосе. Ранее здесь находилась тюрьма для военнопленных. Теперь его зовут Рив, он, точнее уже она, по правилам эксперимента вынуждена жить с мужчиной по имени Сэм. Руководство эксперимента всемерно побуждает участников эксперимента вести себя так, как, по их мнению, вели себя старомодные люди, поощряя их бонусными очками, которые после завершения эксперимента будут превращены в деньги — а именно работать, ходить в церковь, следить за модой, заниматься сексом и т. д. Но не все так просто. Оказывается, здесь можно забеременеть и родить как старомодные люди до Ускорения, при этом никаких контрацептивов нет (в 27 веке никто не рожает по старому), в контракте указан только минимальный срок участия в эксперименте, да и к Робину/Рив постепенно начинает возвращаться память. Наш герой постепенно узнает, что эксперимент имеет отличные цели от заявленных — беглые военные преступники проводят эксперимент, который угрожает всему свободному человечеству, и его следует остановить всеми возможными способами.

Воображению Стросса можно только позавидовать. Рисуемая картина далекого будущее захватывает дух, хотя нельзя сказать, что Стросс изобрел что-то принципиально новое. Люди обрели фактическое бессмертие благодаря наноассемблерам, которые могут устранить любую болезнь и рану, или сделать резервную копию человека и восстановить его после какого-нибудь несчастного случая в любой желаемой форме. Гиперпространственные Т-врата соединили звезды, твой дом может быть одновременно на нескольких планетах и в нескольких хабитатах. Но не все так хорошо в будущем. Наш герой живет во времена Невидимой республики, ставшей преемницей Республики Ис, которая была уничтожена в ходе Цензурных войн, вызванных миметическим вирусом под названием «Любопытный желтый». Этот вирус, распространяясь через Т-врата, заражал наноассемблеры и записывал себя в разум людей, позволяя различным когнитивным диктатурам зомбировать их.

Несмотря на то, что постлюди Стросса обрели бессмертие, им доступны неисчислимые ресурсы, они могут сами себя сделать лучше, ведь человеческий разум не является теперь загадкой, добрее и рациональнее они не стали. Проводимый эксперимент связан с попыткой возвращения «Любопытного желтого» в новом виде, недоступном для его обнаружения. Когда к Робину/Рив возвращаются воспоминания о войне, то их жесткость не уступает, а может быть и превышает жестокость любой из прошлых войн. Так ли уж меняются люди со временем или остаются в принципе такими же, только в других декорациях?

Хочу отметить, что в этом романе Стросс заимствует как напрямую, так и косвенно у множества писателей-фантастов, таким образом, отдавая им дань уважения, а именно у Роджера Желязны (герой с провалами в памяти восстанавливает свое прошлое), Джона Варли (перемена полов и создание копий личности. Стросс строит мир, напоминающий вселенную романа «Стальной пляж» Варли), Кита Лаумера (одно время Робин воевал в качестве танка, цикл «Боло»), а также Ларри Нивена, Сэмюэля Делани, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Дэна Симмонса, Джемса Типтри младшего (одну из героинь так и зовут Элис Шелдон, это настоящее имя Типтри), Джона Барнса. Однако, Строссу удалось создать на этой основе чисто свой роман: энергичный, изобретательный, смелый.

Оставьте комментарий

*


© 2003 — 2017 OutZone

Создано в студии webdesire