Воскресенье, 19 Ноября 2017

Рецензия. Nebula — 1985. Роберт Силверберг, Плывя в Византию

IsaacAsimovs sf mag

Плывя в Византию, Роберт Силверберг
(Sailing to Byzantium, Robert Silverberg)
Nebula — 1985, лучшая повесть
by Александр Малиновский

Эта повесть напомнил мне о том, насколько важна обложка для фантастического произведения. В конце 90-х студентом мне довелось побывать в Лондоне. Набрел я на один букинистический магазинчик в Северном Лондоне (адрес точно уже и не вспомню, помню только, что где-то недалеко стадион «Арсенала»), который орговал только фантастикой. Так вот, копаюсь на полках, заставленных старыми научно-фантастическими журналами, не знаю, что выбрать, ведь финансы как всегда ограничены, когда мне бросается в глаза именно эта обложка «Asimov’s Science Fiction» за февраль 1985 года — яркая, необычная, немного загадочная. Что эта за необычной красоты девушка, какое у нее несчастье? Что эта за странный пейзаж за ее спиной, где смешиваются различные архитектурные стили и времена? В первую очередь я купил этот журнал из-за обложки и, прочитав повесть, получил ответ на все свои вопросы.

На родине же я не имею привычки обращать внимания на обложки, а выбираю книги только по имени автора. Слишком уж много аляповатых, некрасивых обложек, таких обложек, которые не соответствуют содержанию книги. Книгоиздательскому бизнесу до цивилизованного ведения дел еще далеко.

Так окном в какой же мир является эта обложка? 50 век не известно по какому летоисчислению. Контуры знакомых нам континентов очень сильно поменялись, а Австралии вообще нет. На небе нет ни одного знакомого созвездия. Люди этого времени – невысокие, стройные, темноглазые, с оливковой кожей, бессмертны и всемогущи, проводят свое время в развлечениях и путешествиях между 5 городами Земли. Таковы правила – на Земле не может быть больше 5 городов. Если строится новый город, то один из уже существующих демонтируется. При этом эти 5 городов – всегда города из какой-то исторической эпохи Земли, правда, в них всегда можно найти анахронизмы. В Александрии рядом со знаменитым маяком и библиотекой, можно увидеть мечеть и церковь, а по улицам ходят кентавры и сфинксы. В зоопарке города рядом с носорогами и крокодилами живут гиппогрифы и раконы. Основную массу жителей этого мира составляют «временные», своеобразные биороботы, которые создают исторический антураж и выполняют обслуживающую функцию.

В этом странном и чудесном мире живет Чарльз Филлипс, обычный человек из 1984 года, который точно не знает, как он здесь оказался, но подозревает, что его перенесли сюда на машине времени. Чарльз живет и путешествует вместе с девушкой по имени Джойя, нетерпеливой, любопытной, постоянно куда-то спешащей. Чарльз очень ее любит, и когда Джойя оставляет его, ничего не объяснив, он очень расстрон и подавлен. Единственный намек на причину произошедшего – это подсмотренная Чарльзом сцена – Джойя внимательно рассматривает себя в зеркале, словно выискивая морщины и седые волосы. Неужели кто-то может стареть в этом мире красивых и бессмертных. Чарльз отправляется в поискх Джойи, и постепенно секреты этого мира приоткрываются перед Чарльзом. Кто создает чудесные города? Чем Джойя отличается от других жителей этого мира? И как же все-таки Чарльз здесь оказался?

Силверберг создал интересный и оригинальный мир далекого будущего одновременно закоый и незнакомый. Кажется, мир идеален, но и в идеальном мире есть свои недостатки, которые сначала не видны. Очень романтичная и вместе с тем атмосферная история, которая доставляет много приятных мгновений.

комментариев 6

  1. sadt says:

    О важности обложки говорили на одном семинаре Роскона. Печалился Святослав Логинов, вспоминая свой опыт.

    Ответить
  2. SeaBreeze says:

    Но сейчас же все писатели сами выбирают обложку?

    Ответить
  3. ceh says:

    Как раз прочитал эту повесть, и собирался писать рецензию, но меня опередили. 🙂
    Что я могу сказать. Это, по-моему, классический поздний Силверберг. Простой спокойный, без всяких ненужных изысков, но очень качественный литературный язык. Хорошо выписанная декадентская атмосфера, неторопливое повествование, и достаточно ударная концовка. В целом, очень и очень неплохо.

    Ответить
  4. sadt says:

    Насколько я понимаю, выбор обложки зависит от издателя и редакции. Например, если это серия, то заказывают оформление обложек мимо пожеланий автора, ответственного, так сказать, за содержание. Совсем другое дело — автры-бренды, политика продвижения здесь совсем иная.

    Ответить
  5. SeaBreeze says:

    Sadt, вот что значит повариться в кастрюле Роскона 🙂

    Ответить
  6. sadt says:

    Да, там здорово было. Очень. Атмосфера напомнила мне любимый Универ. 🙂

    Ответить

Оставьте комментарий

*


© 2003 — 2017 OutZone

Создано в студии webdesire