OutZone

Шекли Роберт
Sheckley Robert





«Служба ликвидации»: рассказ, пер. с англ.
Служба, которая по заказу клиента незаметно ликвидирует любого человека. Фергюссон отказывается от соблазна ликвидировать свою старую жену, зато жена делает заказ на ликвидацию самого Фергюссона.
в кн.: «…Лучше воздержаться». – с. 277-284.

Disposal Service, 1956
С.Л.


Совершенная женщина: рассказ, пер. с англ.
Трёхтысячный год. Мира, жена Морчека – робот. Только роботы могут быть совершенными жёнами.
в журн.: Иностранная литература. – 1986. – № 10. –  с. 209-210.
в кн.: Фантастика: выпуск третий. – М.: Юнисам, 1991. –  с. 364-368.
в кн.: Последнее новшество. – с. 229-233, под назв.:  Идеальная женщина.

The Perfect Woman
А.К.


Специалист: рассказ, пер. с англ.
Галактическая надцивилизация. Каждый вид разумных существ в ней имеет специализацию: Передатчик, Двигатель, Глаз, Стенки, Аккумуляторы, Питатель, Доктор, Ускоритель. Все вместе они составляют единое целое – Корабль, путешествующий по Галактике. В результате фотонного шторма погиб Ускоритель. Команда корабля ищет потенциальных ускорителей. Оказывается, специализация людей в Галактике – ускоритель, он может разогнать корабль (влившись с него) до сверхсветовых скоростей. Корабль забирает с Земли человека, который и становится Ускорителем.
Системный оператор.
в журн.: Химия и жизнь. – 1966. – № 2. – с. 83-89.
также публ. под назв.: Ускоритель.

Specialist, 1954
С.Л.


Спецраздел выставки: рассказ, пер. с англ.
Мистер Грант, худой интеллектуал, неудачно женился на крупной, глупой женщине. Чтобы освободиться от нее, он повел ее на антропологическую выставку, в специальном разделе которой, куда посторонним вход воспрещен, живет племя дикарей. Вначале они показали ей жизнь своего племени, а затем сварили из миссис Грант похлебку, предварительно отрезав ей голову.

The Special Exibit
А.К.


Стоимость жизни: рассказ, пер. с англ.
Фирма обеспечивает человека любыми, самыми совершенными механизмами, но за это надо платить не только своими заработками, но и будущими деньгами сына – долг передается по наследству – фамильная кабала.
в журн.: Наука и жизнь. – 1962. – № 6. – с. 64-68.

Cost of Living, 1954
С.Л.


Страж-птица: рассказ, пер. с англ.
Созданы летающие машины, улавливающие особое излучение мозга убийцы и останавливающие его ударом тока. Страж-птицы – самообучающиеся машины – они постепенно расширяют понятие «живое существо», «убийство»: животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, автомобили, телевизоры, хирургические операции – вся жизнь на Земле построена на сложной системе убийств (отстранение привычного). Для борьбы со страж-птицами созданы птицы-убийцы – ястребы, тоже самообучающиеся. Они быстро понимают, что можно убивать не только стражей.
Гиперболизация, утрирование, дискредитация идеи.
в кн.: Миры Роберта Шекли. – с. 58-88.
в кн.: Обмен Разумов. – с. 316-340.
в кн.: Шекли Р. Похмелье. – с. 1-27.
в кн.: Шекли Р. Избранное. – с. 43-64.
в кн.: Планета Норагаль. – с. 247-272.

Watchbird, 1955
С.Л.


Терапия: рассказ, пер. с англ.
Человек, страдающий манией убийства, покупает терапевтическую машину, которая может излечить любую болезнь. Но по ошибке ему продают марсианскую модель машины, предназначенную для лечения марсиан. В итоге, в дополнение к мании убийства Кэсвел получает еще и марсианский психоз. Машина убеждает его, что он вскормлен родным деревом – горикой. Кэсвел теперь хочет не просто застрелить своего врага, а «дварковать его влендишным способом».
в журн.: Иностранная литература. – 1967. – № 1. – с. 124-136.
в кн.: «…Лучше воздержаться». – с. 328-347.
в кн.: Невероятный мир. – с. 502-519.
в кн.: Вирус бессмертия. – с. 186-193.

Bad Medicine, 1956
С.Л.


Тоже цивилизация: повесть, пер. с англ.
Будущее развитие Земли: так как слишком многие имели доступ к мощному оружию, стало нетерпимым поведение, отличающееся от нормы. Всеобщая унификация, подавление всяческой оппозиции существующим обычаям, привычкам, воззрениям. Оппозиция – тягчайшее преступление (как убийство или поджог). Люди и техника поставлены на службу одной цели – ликвидации несогласных. Оба типа «отличающихся» (уголовники и политические – оппозиционеры) высылаются на дальнюю планету Омега. При этом им стирают память о прошлом и внушают мысль о могуществе Земли. А земная цивилизация закостенела, не меняясь столетиями. Люди отучились работать и мечтать. Сторожевые корабли вокруг Омеги практически беззащитны; всё управляется автоматами; все должности фиктивные (даже Шеф Секретной Полиции – почетная синекура). У этого общества («мягкой культуры») есть, тем не менее, надежная жесткая основа. Каждый ребенок посещает в школе «закрытые классы», где автоматы блокируют сознание и учат на подсознательном уровне каждого будущего гражданина быть самому себе полицейским и свидетелем, нести ответственность за любое возможное преступление. В мозг каждого человека кроме того как бы вмонтируется внутренний палач: если человек осознает уроки закрытого класса, он обязан немедленно покончить жизнь самоубийством.
Герой – Баррент – случайно оказавшись на месте убийства с оружием в руках, сам на себя донес (вероятность вины слишком велика – подсознательные процессы взяли вверх). После стирания памяти он был отправлен на Омегу, где постепенно повышал статус за счет высокой выживаемости. В результате его нашла Группа два (подпольная организация политических на Омеге), которая решила любой ценой вернуться на Землю. Баррента посылают на Землю агентом, он узнает тайну беззащитности Земли, но в последний момент в поисках доносчика, который обвинил его в убийстве, оказывается перед зеркалом. Борьба с самим собой (сознание с подсознанием) – переживание (псевдореальное) критических точек прошлого с близкой возможностью смерти. Победа Баррента-2 (сознания) – он разбивает зеркало, снимая оковы закрытых уроков.
Цивилизация Омеги. Криминальная иерархия: Житель, Свободный Гражданин, Привилегированный (Хаджи и др.). Общество, в котором преступления поощряются, а уклонение от правил судится по степени успеха. Все лимитируется законами, но они постоянно нарушаются. Те, кто вообще не нарушает закон, быстро погибают, т.к. не продвигаются в статусе. Нарушители подвергаются испытанию. Идеальный омегианец: нарушает закон, получает кару, преодолевает ее и преуспевает. Учреждения на Омеге: Гильдия Убийц: Общество по защите жертвы (защищает не саму жертву, а ее права); Институт Ядов и т.п.
Идеи:
• Мутанты-скреннеры (умеют читать прошлое человека, но иногда видят его вперемешку с будущим.
• День Посадки – когда приземляется корабль с новыми заключенными с Земли, любой Хаджи может убить любого новоприбывшего. Это его привилегия: при этом каждому Охотнику или группе позволено только одно убийство; если Дичь убила Охотника, она наследует все его состояние.
• Правила, обычаи, законы Омеги старожилы держат в тайне – они используют это знание против новичков.
• Оружие – тепловое: иглолучевик и др.
• Религия – культ трансцендентального Зла (Великого Черного); культ зла – культ самого себя.
• Магазин Снов – наркотики, вызывающие определенные видения: сексуальные, сны о Земле и т.д. Из такого сна можно не выйти – остаться в иллюзорном мире: несклонность к наркотикам – преступление (неблагонадежность) на Омеге.
• Прыжки погоды из-за эксцентрической орбиты Омеги.
• Суд Испытанием – бой с машиной, которая случайно выбирает по очереди любое из 23 орудий убийства: за победу – недельный отдых с любой женщиной по выбору.
• Лотерея – тот, на кого выпал «выигрыш», награждается почетным Знаком и становится дичью в церемонии Охоты, открывающей ежегодные Игры. Дичь метят несмываемой краской, и в течение суток каждый омегианец старается убить Дичь. Способы спасения: прятаться не в укромном месте, а в открытом (в кабинете министра); загримироваться под мутанта; бежать из города в горы. Выживший на охоте становится участником Игр – дуэли, схватки с хищниками и т.п.
• Каррион – быстрорастущее растение с пятью ртами, пожирающими любую плоть. Отсекать его ветви и когти бесполезно – снова отрастают. Горит, как порох, но огня у героя нет, только два меча. Ударяя мечи друг о друга, он высекает искру и сжигает каррион.
• На Земле – запрет на все изобретения, кроме новых игр (для стабильности общества).

в журн.: Знание-сила. – 1988. – № 4. – с. 92-93; № 5. – с. 86-93; № 6. – с. 84-94; № 7. – с. 83-93; № 8. – с. 92-96.

The Status Civilization, 1960
С.Л.


Травмированный: рассказ, пер. с англ.
В результате строительства метагалактики допущен ряд дефектов: красное смещение, неустойчивость ряда атомов, трещина во времени. Герой – Масрин. Если опускается по лестнице на полтора метра вниз, попадает в доисторический Нью-Йорк, если вверх – то в будущее. Главное для подрядчика – не допустить временных парадоксов – он производит «выдирку» хозяина квартиры, который провоцирует Масрина на гуляние по трещине, что не дает возможности сшить время.
в кн.: Экспедиция на Землю. – с. 284-312.
в кн.: Ветер чужого мира. – с. 3-21.

The Impacted Man, 1952
С.Л.


Три смерти Бена Бакстера: рассказ, пер. с англ.
Люди будущего пытаются изменить ход событий в прошлом, чтобы избежать гибели лесов на Земле. Для этого надо спасти от смерти Бена Бакстера, последовавшей в результате визита Неда Бринна. Но во всех трех вариантах прошлого Бакстер, несмотря ни на что, погибает:
  • его убивает Бринн;
  • от гонконгской чумы;
  • кончает самоубийством.
  • в кн.: Миры Роберта Шекли. – с. 301-347.
    в кн.: Шекли Р. Избранное. – с. 194-225.

    The Deaths of Ben Baxter, 1957
    С.Л.


    Форма: рассказ, пер. с англ.
    Экспедиция с планеты Глом для захвата Земли. Для этого нужно поместить один конец смесителя рядом с любым источником ядерной энергии на чужой планете, а другой – на энергостанции Глома. Тогда миллионы гломов могут перешагнуть на другую планету. Гломы – существа, которые могут приобретать любую форму, но на Гломе сложилась суровая кастовость, предписывающая каждой специальности определенную форму. Гломам ничего не стоит проникнуть на земную станцию в любом облике. Но их настолько поражает разнообразие форм жизни на Земле и, главное, полная свобода формы, что все они дезертируют и остаются на Земле в виде собак, деревьев, птиц, людей.
    в кн.: Пасынки Вселенной. – с. 364-374.
    в журн.: Вокруг света. – 1965. – № 10. -с. 4-9, под назв.:  Экспедиция с Глома.
    также публ. под назв.:  Вопрос формы.

    Shape, 1954
    С.Л.


    «БСФ» «ЗФ» «НФ» «Фантастика года» Миры «Поляриса» Журналы Прочее

    в «Бюллетень...»
    на главную страницу