OutZone

Пол Фредерик
Pohl Frederik





Сын Кунга: роман, пер. с англ.
Все государства Земли объединились в три противоборствующих политических блока. Блок Народов составляют беднейшие страны Азии, главная статья их экспорта – рабочая сила. Блок продовольствия – северное полушарие – производит и экспортирует пищу, а Блок Горючего, куда входят арабские страны – запасы природного сырья. Автоматические зонды доставили на Землю сведения об открытой землеподобной планете у звезды Кунга. Эту планету, названную Джем, Сын Кунга или Клонг решили колонизовать сразу все три Блока.
Звезда Кунг – красный карлик, и на её планете постоянные красные сумерки. Она повёрнута к светилу постоянно одной стороной, а на другой – ледяная пустыня.
Колонизация новой планеты Земле в общем-то была не нужна, т.к. отправка кораблей с людьми и снаряжением в другой мир стоит безумно дорого, но разные Блоки пошли на неё из политических амбиций и личных интересов отдельных граждан. Отправка кораблей в другой мир привела ко взлёту цен на все товары и развалу земной экономики. Это вызвало глобальную ядерную войну, уничтожившую планету.
Противоборствующие Блоки на Сыне Кунга основали собственные поселения и привлекли на свою сторону различные виды разумной жизни на планете: крабообразных кринпитов, газовые мешки и подземных жителей. Все они оказались втянутыми в войну против остальных. Учёные Блока Горючего установили, что звезда Кунг является нестабильной и в ближайшее время произойдет её вспышка. Она уничтожит всю жизнь на планете. Это сообщение тоже привело к началу войны. Выжившие после вспышки представители всех трёх Блоков основали на планете единую колонию, где действуют справедливые законы и нет неравенства.

Jam: The Making of a Utopia, 1979
А.К.


Туннель под миром: рассказ, пер. с англ.
Герой – Гай Буркхардт. Все жители города погибли в результате взрыва химического завода. В спец. лаборатории воспроизвели погибший Тайлертон в миниатюре – на столе, вместе со всеми людьми (использовали запись мозга всех погибших). В этом псевдогороде отрабатываются новые способы рекламы. Каждый день повторяется один и тот же день 15 июня, а в полночь память об этом дне у всех жителей города стирается.
в кн.: Туннель под миром. – с. 9-57.
в кн.: Продается планета. – с. 315-349.

The Tunnel Under the World, 1955
С.Л.


Умереть счастливым: хроника дня одной благотворительной ярмарки, пер. с англ.
На Земле иссякли запасы энергии и ресурсов. В каждой стране демографическая проблема решается по-своему: в Индии – принудительная стерилизация всех младенцев, родившихся в четные годы, в Мексике контрацептивы растворяют прямо в водопроводной воде, в США устраивается ежегодная благотворительная ярмарка, вход на которую бесплатный, но каждому миллионному посетителю в билетном окошке производится смертельная инъекция яда. Умерших в этот день выставляют на всеобщее обозрение в павильоне Жизни и Смерти. У Бакстера и его жены за один день инъецировали трех их маленьких детей.
в журн.: Фантакрим-МЕГА. – 1994. – № 2. – с. 67, 68, 73-75.

Spending a Day at the Lottery Fair, 1983
А.К.


Человек плюс: роман, пер. с англ.
После завершения плодотворного сотрудничества с безвременно умершим С.Корнблатом, Фредерик Пол написал несколько «сольных» романов, оказавшихся гораздо менее впечатляющими. После этого он не писал более десяти лет. Его романом-возвращением стал «Человек плюс», и он остается одним из самых значительных из произведений Пола, хотя многие из них, например «Врата» (1977) удостоились большего внимания.
Из современных романов о киборгах, этот – наиболее удачный. Написанный в то время, когда бионические мужчины, женщины и собаки в изобилии мелькали на телеэкранах мира, роман Пола представляет собой наименее сентиментальный и откровенный взгляд на человеческое существо.
Проходит несколько десятилетий и мир становится довольно мрачным местом. Войны и голод шествуют по земному шару, хотя технологический прогресс не стоит на месте.
Последней надеждой человечества становится научный проект «Человек плюс», цель которого – преобразовать людей так, чтобы они могли существовать на враждебной поверхности Марса. Роджер Горэвей, американский астронавт, участник нескольких орбитальных полетов и неудачной высадки на Марс, является астронавтом-дублером в этом проекте.
Его коллега, подвергшийся операциям, почти полностью изменившим его человеческий облик, умирает, не вынеся сенсорных перегрузок. Наступает очередь Роджера пройти через ряд болезненных превращений его в «марсианина». Его глаза и легкие, большая часть мускулов и кожи удаляются. Он становится обладателем искусственной кожи-шкуры и механических мускулов, а также больших многогранных глаз, способных видеть в ультрафиолетовом и инфракрасном свете.
Более того, у него появляются громадные крылья, по структуре напоминающие паутинку. Они предназначены для накопления солнечной энергии, а не для полетов. Он начинает напоминать нечто среднее между японским киномонстром и королем фей Обероном. Роджера очень беспокоят отношения со своей хорошенькой юной женой, Дорри, которая, как он подозревает, изменяет ему.
Его чувство сексуальной неполноценности достигает апогея, когда хирурги по небрежности, не предупредив его, удаляют его гениталии – ибо они не нужны ему будут на Марсе. Однако через несколько дней он успокаивается и начинает готовиться, умственно и физически, к космическому путешествию.
На спине у него появляется компьютер, который будет помогать ему справляться с его вспыхивающими чувствами и контролировать его мощное тело.
Следует довольно хорошее описание полета на Марс и приземления. Это добротная НФ реалистического плана. Поверхность красной планеты невыносима для обычного человека, но кажется раем для Роджера. Наконец он становится совершенно независим: он бегает вприпрыжку по песчаным пустыням, впитывает энергию своими крыльями, и наслаждается красотой новых ощущений и красок.
Через некоторое время он принимает решение остаться на Марсе навсегда. И вот здесь следует поворот. Все время повествование идет от имени таинственного «мы»: в конце романа читатель обнаруживает, что это «мы» относится к группе нечеловеческих интеллектов. Это «компьютерная сеть мира».
Компьютеры «развились» до сознания, и для защиты их расы от угрозы глобальной термоядерной войны, они тайно стали продвигать проект «Человек плюс».
Компьютер на спине Роджера, по меньшей мере, так же важен, как и человек. Побочный счастливый результат этого заговора искусственного интеллекта Земли – сохранение человечества, но в измененном виде. Это искусный поворот, ибо усиливает основной вывод данного произведения: в будущем мы не только будем зависеть от машин, мы можем быть неотделимы от них, вероятно, даже неотличимы. Киборг является одной из наиболее мощных символических фигур в современной НФ, ибо это, кажется, воплощает так много наших надежд и опасений.
Ф.Пол поддерживает эту богатую двусмысленность действительно очень хорошо.

Man Plus, 1976
из журнала «Одессей». – 1993. – № 1.


Снодграсс построил МВ, отправился на ней в Древний Рим и многократно ускорил прогресс. Люди очень быстро размножились, уничтожили все океаны, саму планету, Солнце и другие звезды. Когда они поняли, что дальше выхода нет, один из них отправился в прошлое и убил Снодграсса.
в кн.: Последнее новшество. – с. 258-262.

The Deadly Mission of Phineas Snodgrass, 1962
А.К.


Я – это другое дело: рассказ, пер. с англ.
Герой убивает своего друга, овладевшего телекинезом, т.к. это дает абсолютную власть над людьми, а абсолютная власть развращает человека.
в кн.: Безработный робот. – с. 200-207.
в кн.: Невероятный мир. – с. 214-219.
в журн.: Квант. – 1991. – № 2. – с.

Everybody's Happy But Me!, 1956
С.Л.


«БСФ» «ЗФ» «НФ» «Фантастика года» Миры «Поляриса» Журналы Прочее

в «Бюллетень...»
на главную страницу